Охрана морского побережья и организация таможенной службы на море (1682 - 1725 гг.)

 В. Боярский 

А. Плеханов 

В. Рунов

 

Возникновение морской пограничной службы было следствием непростой геополитической ситуации, в которой жила Россия. Быстрый рост территории, перенос границ государства, постепенное усиление его политических и хозяйственных связей с сопредельными странами потребовали установить постоянный контроль на окружавших страну морях и побережье. Практическое начало этому многотрудному делу было положено Петром I.

В предисловии к "Морскому уставу" - первому своду законов русского флота, увидевшему свет в 1720 г., рукой Петра I было начертано: "Всякий потентант едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который флот имеет, обе руки имеет". Прямым следствием данной политики стало стремление России к морям и создание ею своего флота.

С конца XVII в. отношения Москвы с соседями сводились, прежде всего, к решению трех главных вопросов: "шведского", "турецкого" (или восточного) и "польского". Особенно остро складывались отношения со Швецией и Турцией, которые всячески препятствовали проникновению России на Балтику и к Черному морю. Польша же умело использовалась обоими противниками России в борьбе на Европейском континенте.

Общее число всех судов, построенных на русских верфях при Петре I, превышало тысячу и строились они в 25 местах.

Начало строительства российского флота предшествовало морским завоеваниям государства. Оно началось в Архангельске, отметившем в 1684 г. свое столетие. Город был заложен холмогорскими воеводами Петром Нащекиным и Андреем Волоховым со стрельцами, которые в 1584 г. на мысе Пур - Новолок построили деревянную крепость. А через год там был открыт первый в России торговый порт, который до строительства Санкт - Петербурга был единственным "окном в Европу".

Для строительства верфи Петр I избрал лежащий около Архангельска Соломбальский остров. Там был заложен первый 24-пушеч-ный корабль. Руководство всеми работами на верфи было поручено, воеводе стольнику Федору Матвеевичу Апраксину. Одновременно

Петром I было заказано в Голландии еще одно судно, 44-пушечное.

6 августа 1693 г. было отмечено выходом в Белое море первого военного судна - яхты "Святой Петр". На ней царь впервые вышел в море и осуществил конвоирование иностранных купеческих судов на протяжении около 300 верст. В 1694 г. к яхте прибавились фрегат "Святое пророчество", построенный в Голландии, и корабль "Святой Павел", спущенный на воду в Архангельске. Так в северных морях возникли первые российские корабельные силы, призванные оберегать морские рубежи государства.

Боевое крещение российский флот принял в войне с Турцией, в которой участвовала Азовская флотилия. Ее строительство началось в 1695 г. в Воронеже, где собирались преимущественно крупные корабли. Галеры и брандера строились в подмосковном селе Преображенском и в Брянске, а транспортные суда - в Козлове и других городах. Работы велись весьма активно. К весне 1696 г. в строю находилось уже около 30 военных кораблей, в том числе 80 - и 40-пушечные фрегаты, а также галеры, транспорты и много малых судов. Это было первое регулярное формирование российского военно-морского флота.

30 октября 1696 г. на докладе Петра I о строительстве Азовского флота Боярская дума постановила: "Морским судам быть". Этот день принято считать днем рождения регулярного российского военно - морского флота.

Строительством кораблей, их вооружением и комплектованием экипажей, материальным обеспечением, а также сооружением портов и верфей с 1700 г. ведал находившийся в Москве Адмиралтейский приказ или Приказ адмиралтейских дел вместо упраздненного Владимирского судного приказа, ранее отвечавшего за "морское дело". Всего же за период с 1696 по 1711 гг. было построено 215 различных судов, в том числе и корабли, имевшие от 44 до 58 пушек.

В 1712 г. вместо Московского Адмиралтейского приказа в Санкт-Петербурге была учреждена Военная морского флота канцелярия, а в Москве осталась Московская адмиралтейств - контора, деятельность которой имела преимущественно хозяйственный характер. В 1715 г. создается морской комиссариат и учреждается должность обер-штеркригс-комиссара, на которую был назначен генерал - майор Григорий Петрович Чернышев. Через три года была создана Адмиралтейств - коллегия - высшее административное звено морского управления, президентом которой стал генерал - адмирал граф Федор Матвеевич Апраксин. В нее также вошли: вице - президент вице - адмирал Крюйс, вице - адмирал Петр Алексеев (царь); кригс - комиссар генерал Чернышев, заведующий морской обмундировальной мастерской полковник Норов и секретарь коллегии Тормасов. Коллегия подчинялась Правительствующему Сенату. Ей было поручено управление всеми морскими ведомствами и предоставлены большие самостоятельные права.

В первое время флот комплектовался офицерами и солдатами Преображенского и Семеновского полков, охочими людьми и нанятыми иностранцами. Петр I пошел даже на то, что менял рослых русских солдат на прусских матросов. На галерах гребцами в подражание иностранным флотилиям были преступники, осужденные на каторжные работы, или пленные. Но в последующем они постепенно заменяются вначале вольнонаемными работниками, а затем солдатами. В 1700 г. на флотах было уже около тысячи русских моряков. Для подготовки морских офицеров в 1701 г. в Москве была основана в Сухаревой башне Школа математических и навигацких наук, в которую пришли дети дворян, духовного и других сословий, кроме податных. К 1715 г. все матросы и более половины флотских офицеров были русские.

Кроме того, с 1704 г. Петр I начал создавать "полки морских солдат", положив этим начало отечественной морской пехоте.

В 1717 г. по инициативе А. Меншикова впервые в практику отечественного флота было введено назначение команд кораблей еще во время их постройки.

Передовые для своего времени принципы строительства русского флота, методы обучения и воспитания моряков и офицеров, способы ведения боевых действий с учетом опыта иностранных флотов были обобщены в "Морском уставе" 1720 г.

Первые попытки Петра I закрепиться на Азове и Черном море окончились неудачей. Перестал существовать и Азовский флот. Однако в деле выхода России на моря опыт Азова был неоценим. Поражения и неудачи не сломили Петра I, процесс создания флота в целом не был свернут. Сражаясь с турками, молодой флот и армия одновременно были вынуждены вести боевые действия на море и суше со Швецией. В июне 1701 г. шведская эскадра из семи кораблей совершила нападение на Архангельск.

После отражения нападения шведской эскадры русская армия приступила к очищению Ладожского и Чудского озер, где крейсировали мелкие военные суда противника. На судах, построенных на скорую руку на Чудском озере, русские солдаты во главе с полковником Толбухиным уничтожили неприятельский отряд, состоявший из 4 яхт и нескольких мелких судов. В 1702 г. Федор Матвеевич Апраксин, назначенный воеводой в Новгород в 1698 г., нанес поражение шведской флотилии в устье Невы, а затем у р. Ижора разбил и шведский отряд. В следующем году отряд Преображенского полка под начальством самого Петра I на лодках в устье Невы напал на два шведских судна и взял их на абордаж. Были захвачены 10-пушечный гальот "Гедан" и 8-пушечная шнява "Астрильд". По этому поводу была отчеканена специальная медаль с надписью "Небывалое бывает". На следующий год в устье р. Нарва было отражено нападение шведского флота, спешившего на помощь осажденной русскими войсками Нарве.

В 1705 г. шведы решили пресечь растущее русское влияние на Балтийском море. Эскадра из 24 судов под руководством адмирала Анкерштерна подошла к острову Котлин. Там ее встретила русская эскадра вице - адмирала К. Крюйса в составе 8 кораблей и 9 мелких судов. Русские корабли, став на якорь между островами и отмелями крепости Кроншлот, заняли сильную позицию. Шведы были отбиты с большими потерями. Так Балтийский флот, прикрыв подступы к новой столице с моря, доказал право на свое существование.

Вскоре молодой российский флот перешел в наступление. Так, в 1713 г. русская армия во взаимодействии с 200 галерами и мелкими судами овладела всем побережьем Финского залива, принадлежавшим Швеции. Были взяты прибрежные города Борго и Гельсингфорс. Военные действия перенеслись на неприятельскую территорию. В результате этого после переговоров на Александровском конгрессе в 1719 г. была установлена новая граница между Россией и Швецией от Выборга по р. Кюммене и далее по старой сухопутной границе.

Возрастание российского влияния вызвало беспокойство ее недавних союзников - Дании и Пруссии. Летнюю кампанию 1720 г. Россия начала одна. Кроме того, возникла угроза враждебных действий со стороны Англии, хотя командующий английским флотом заверил Петра I, что у него нет враждебных намерений. Однако, ожидая нападения объединенных англо-шведских сил, русские войска укрепили береговую оборону. На батареях Ревеля и Кроншлота было поставлено по 300 пушек, а гарнизоны этих крепостей доведены до 2 - 3 тысяч человек. Командование галерным флотом поручалось М.М. Голицыну.

Швеция, истощенная борьбой, лишенная поддержки союзников, была вынуждена уступить требованиям Петра I и подписать в 1721 г. Ништадтский мир. По его условиям к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингрия, части Карелии и Финляндии с Выборгом. В руках России оказалось обширное побережье Балтийского моря. Однако большая часть Финляндии по-прежнему оставалась во власти шведов.

В ходе Северной войны строительство российского флота продолжалось. К 1721 г. в его составе имелось уже 26 кораблей, в том числе три 96- и четыре 88-пушечных, 4 фрегата и 14 мелких судов. Не удивительно, что 4 сентября 1721г. Петр I принял чин адмирала.

Прочно утвердившись на Балтике, Россия начала готовиться к походу на Каспийское море. Завоевание его берегов, принадлежавших Персии, должно было установить контроль России за путем, по которому в Западную Европу доставлялись персидские и индийские товары.

Для подготовки похода на Волге под наблюдением опытных мастеров было построено 200 лодок, каждая из которых вмещала до 40 человек команды и 45 ластовых (грузовых) судов. Погруженные на них войска прошли Астраханский залив и направились к Дербенту. После взятия этого порта Петр I писал в Сенат: "Итак, можем мы. сею кампанию довольны быть: ибо мы крепкое основание на Каспийском море получили".

Летом 1723 г. четыре полка под командой генерала Матюшкина подошли на судах к Баку и после четырехдневной бомбардировки овладели городом. Русский контроль был установлен на значительном участке западного побережья Каспийского моря.

При Петре I начинает уделяться внимание также и восточным границам. Был проложен морской путь на Камчатку, который значительно сократил время пути к полуострову. Благодаря этому русские не только вышли к океану, но и начали активно осваивать прибрежное пространство. В 1711-1713 гг. И. Козыревский побывал на островах Шумшу, Парамушире и острове-скале Авось, где собрал сведения о больших Курильских островах. Проживавшие там племена айн были приняты им в подданство России.

В 1725 г. началась Камчатская экспедиция. Ее начальник капитан -командор Витус Беринг дошел до американских берегов, а лейтенант Шпанберг достиг Японии.

После завершения активных военных действий впервые остро встал вопрос о том, как лучше использовать военный флот в мирное время. Опыт показал, что самые лучшие суда', выстроенные из соснового леса, не могли служить более 7 лет, а изготовленные из дуба уже через 8 лет требовали ремонта. Поэтому было решено при заключении торговых сделок с иностранными державами особенно настойчиво добиваться привилегий вывоза продуктов своего государства на собственных судах. Те купцы, которые брали в свое распоряжение военные корабли, пользовались ими до конца марта или несколько дольше на определенных условиях. Затем эти корабли сдавались офицерам Адмиралтейства после их тщательного осмотра. Все недостатки устранялись за счет купцов. Впервые этот замысел был реализован в 1722 г. Тогда несколько рижских купцов на зафрахтованных русских военных судах завели торговлю в различных портах Балтийского моря.

При Петре I было положено начало таможенной службе на море. В инструкции Коммерц - коллегии, ведавшей делами торговли, изданной в 1724 г., было записано: "Коммерц - коллегии иметь таможенные яхты с служителями для всяких отправлений купеческих дел". Эта инструкция, по существу, стала первым актом, который предписывал иметь на море специальные таможенные суда для контроля за коммерческими судами, приходившими в российские порты и уходившими из них. Правда, осуществиться этим планам при жизни Петра I не пришлось. Его дело было продолжено преемниками.

Таким образом, при Петре I за сравнительно короткий срок был создан сильный военно-морской флот, сыгравший важную роль в усилении военного могущества России, укреплении ее границ. В 1725 г. он состоял из 34 линейных кораблей, 16 фрегатов, 16 малых судов, имевших на вооружении от 6 до 20 пушек, 70 галер, 50 полугалер, 80 шхерботов и других мелких судов, 6 яхт, 60 буеров. Наличие столь мощного военного флота выдвинуло Россию в число крупных морских держав, подготовило к установлению пограничного контроля на море и побережье, осуществлению таможенных действий на морских просторах.

 

Статья взята из журнала "Ветеран границы" №3 за 1996 г.